Регистрация

О внешнеторговой политике Великобритании

1. 19 мая 2020 г. британским правительством опубликован новый таможенный тариф – UK Global Tariff (UKGT), который заменит применяемый в настоящее время Единый таможенный тариф ЕС и вступит в силу с 1 января 2021 г.



 На специальной странице единой государственной платформы GOV.UK любой участник внешнеэкономической деятельности имеет возможность по коду ТН ВЭД (до 8 знаков включительно) либо по наименованию продукции определить, какая ставка ввозной таможенной пошлины будет применяться к тому или иному товару с 1 января 2021 г. По каждой подсубпозиции приводится также информация о действующей в настоящее время ставке пошлины. Отмечаем, что размер специфических и комбинированных ставок таможенных пошлин в новом тарифе определен в фунтах стерлингов.



UKGT составлен с учетом конкретных потребностей экономики Великобритании и предполагает существенное снижение тарифной защиты британского рынка.



В сравнении с применяемым в настоящее время тарифом ЕС упрощены подходы к установлению ставок пошлин (виды, размер) в разрезе около 6 000 тарифных линий, включая обнуление всех ставок, которые в тарифе ЕС не превышают 2%. Британская сторона также уходит от сложной европейской таблицы Мерсинга, что позволит упростить исчисление пошлин в отношении более, чем 13 000 позиций, включая такие изделия, как печенье, вафли, пицца, пироги «киш», кондитерские изделия и спреды.



Обнуляются пошлины на широкий ассортимент товаров. Предусматривается, что 60% продукции будет импортироваться в Великобританию беспошлинно в соответствии с правилами ВТО либо в рамках преференциального доступа на рынок.



В частности, обнуляются ставки ввозных таможенных пошлин на следующие потребительские товары: посудомоечные машины (действующая ставка – 2,7%), морозильные камеры (2,5%), гигиенические изделия (6,3%), краски (6,5%), отвертки (2,7%), зеркала (4%), ножницы и садовые ножницы (4,7%), навесные замки (2,7%), новогодние ели (2,5%), продукты для приготовления пищи, такие как разрыхлитель (6,1%), дрожжи (12%), лавровый лист (7%), молотый тимьян (8,5%) и какао-порошок (8%).



Кроме того, в целях поддержки возобновляемых источников энергии и энергоэффективности обнуляются пошлины на термостаты (2,1%), вакуумные колбы (6,7%), светодиодные лампы (3,7%), внутренние трубки велосипеда (4%).



Практически все фармацевтические препараты и большинство медицинских приборов (включая аппараты ИВЛ) будут также поставляться на британский рынок беспошлинно. Тем не менее, на ряд медицинских товаров таможенные пошлины сохранятся, однако в рамках борьбы с распространением Covid-19 они будут временно обнулены. Это относится, в том числе, к средствам индивидуальной защиты и дезинфицирующим средствам.



В целях поддержки британской промышленности в UKGT сохраняются действующие ставки ввозных таможенных пошлин на сельскохозяйственную продукцию, включая баранину, говядину и птицу, автомобили (10%), керамические изделия и продукцию рыболовства. При этом одновременно для поддержки созданных в стране производств обнуляются пошлины на импортируемые сырье и комплектующие общим объемом 30 млрд. фунтов стерлингов, включая трубы из медных сплавов (5,2%), винты и болты (3,7%).



Ставки пошлин также останутся неизменными в отношении ряда иных товарных позиций в целях поддержки импорта соответствующих товаров из наименее развитых стран, пользующихся системой тарифных преференций.



Информация об объемах тарифных квот, которые будут применяться с 1 января 2021 г., будет опубликована британской стороной дополнительно.



Отмечаем, что снижение либо обнуление ставок ввозных таможенных пошлин произойдет по широкому кругу экспортируемых в Соединенное Королевство белорусских товаров, включая отдельные нефтепродукты, продукты перегонки каменноугольной смолы, удобрения азотные, оптические приборы, мебель, лесоматериалы, прутки и профили алюминиевые, свинец необработанный и другие крупные экспортные позиции. Это открывает дополнительные возможности для увеличения экспорта в Великобританию широкого спектра белорусской продукции, в том числе ранее не поставлявшейся на британский рынок, которая станет более конкурентоспособной по ценовому фактору в сравнении с европейскими аналогами.



2. В парламенте Соединенного Королевства продолжается рассмотрение проекта Закона о торговле, являющегося одним из ключевых элементов формируемой новой торговой политики Великобритании. Документ включает три важных составляющих:



1) Положения, которые позволят Соединенному Королевству исполнять свои обязательства после присоединения к Соглашению ВТО о государственных закупках (GPA) в качестве отдельной стороны (по завершению переходного периода). Британское правительство отмечает, что присоединение к Соглашению сохранит «включенность» страны в глобальный рынок государственных закупок, который оценивается в 1,3 триллиона фунтов стерлингов. В то же время независимый статус позволит стране самостоятельно решать, какие конкретно закупки будут подпадать под действие Соглашения. На данном этапе заявлено, что действие названного документа не распространяется и не будет распространяться на закупки в сфере здравоохранения.



В целом, присоединяясь к Соглашению, правительство полагает, что пытаться производить у себя в стране абсолютно все в современном взаимозависимом мире нецелесообразно. Вместо этого необходимо обеспечить надежные цепочки поставок от широкого круга внешнеэкономических партнеров.



2) Положения, которые позволят Соединенному Королевству исполнять свои обязательства по всем двусторонним торговым соглашениям с третьими странами и торговыми блоками, с которыми у Европейского союза были заключены аналогичные соглашения до 31 января 2020 г.



На данный момент Великобританией подписано 20 двусторонних торговых соглашений со странами и торговыми блоками, которые охватывают 48 государств. Переговорный процесс с иными партнерами продолжается.



На фоне ключевой дискуссии по торговому соглашению с ЕС в мае состоялся первый раунд переговоров по соглашению о свободной торговле с США, анонсированы планы начать в ближайшее время переговоры по торговому соглашению с Японией. Следующие на очереди – Австралия и Новая Зеландия.



Поставленная правительством цель – обеспечить осуществление 80% внешней торговли в рамках соглашений о свободной торговле в течение ближайших трех лет.



3) Создание нового независимого государственного органа –Управления торговой защиты (Trade Remedies Authority), призванного обеспечить защиту британского бизнеса от недобросовестной торговли, включая демпинг и субсидирование. Правительством отдельно заявлено намерение с помощью TRA осуществлять борьбу с субсидируемыми государственными предприятиями и правительствами, которые будут лоббировать поставки продукции таких предприятий на британский рынок.



Справочно: в настоящее время ЕС применяет более 100 защитных мер в отношении около 25 стран, которые затрагивают приблизительно 0,5% импорта интеграционного объединения. Великобритания планирует сохранить более 40 из этих мер